РЕКЛАМА 
Просрочка сдачи квартиры

Герб школы

Статистика

Пользователи : 332
Статьи : 59
Просмотры материалов : 204699

Регистрация



 

 
Педагогические приемы создания ситуации успеха PDF Печать E-mail

ПЛАН-КОНСПЕКТ

"Педагогические приемы создания ситуации успеха"

с элементами тренинга для педагогов среднего звена

Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения.

Задачи:

систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке;

разработать с педагогами "банк данных" ситуаций успеха на уроке для правильного
формирования личности школьника;

способствовать расширению коммуникативной компетентности педагогов.

Материалы и оборудование:

визитки;

мяч;

чистые листы бумаги;

карточки-задания (приемы);

памятки (принципы создания успеха);

фломастеры, карандаши, маркеры;

музыкальное сопровождение.
Используемые методы и приемы:

опрос;

работа в мини-группах;

свободный диалог (обсуждение);

рисуночные техники.
Длительность занятия: 1,5 ч.

Ход занятия

Психолог: «Добрый день, уважаемые педагоги!

Поскольку наш ученик большую часть времени проводит в школе, возникают вопросы: Как сохранить здоровье ребенка на протяжении этого времени? Здоровьесберегающий урок, - каков он?

Мы считаем, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка являет­ся создание ситуации успеха в школе, и приглашаем вас принять участие в занятии "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе". На занятии про­анализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаем­ся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический "банк данных ситуаций успеха"».

1.         Разминка "Имя - качество".

Просим вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумать качество (например, Катя - красивая).

2.         Ознакомление с правилами работы в группе.

Для того чтобы работать было комфортно, мы предлагаем установить правила:

"Я"-высказывания (говорим только от себя и о себе);

отсутствие оценочных суждений - не даем оценку личности участников;

право на ошибку - на тренинге нет правильных и неправильных ответов;

 

правило "Стоп" - при помощи поднятой руки - ладонь вперед, вы можете отказаться
от высказываний;

ответственность и активность;

добровольность участия.

3.          Введение в тему.

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказы­вания:

"Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать" (Франсуа де Ларошфуко);

"Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скры­
той. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя...
радость успеха может померкнуть"
(В.А. Сухомлинский).

Какое из них более удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре? (Высказывания написаны на доске. Участники игры выбирают эпиграф).

4.          Игра "Незаконченные предложения".

Для того чтобы лучше сориентироваться в теме, мы предлагаем сыграть в игру "Незакон­ченные предложения". Я начинаю предложение, а вы в роли ученика продолжаете его.

(Игра проводится с мячом. Ответы ее участников по каждому вопросу сравниваются с ти­пичными ответами детей, которые заранее написаны на доске и закрыты листами бумаги).

1.          Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

меня похвалят родители;

я хорошо знаю материал;

учительница будет рада;

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.

2.         Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

у меня испортится настроение;

меня накажут;

учительница будет недовольна;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропадет интерес к учебе.

3.         Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

меня уважают;

обращают на меня внимание;

меня хвалят;

разговаривают со мной вежливо;

доверяют мне;

чувствуют, когда мне плохо;

называют по имени;

справедливо оценивают каждого.

4.         Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

            у меня испортилось настроение;

учительница будет недовольна;

я расстроюсь;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропал интерес к предмету.

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

меня хвалят;

ставят хорошие оценки;

 

вызывают меня к доске;

мне помогают;

доброжелательны ко мне;

меня понимают и поддерживают.

5.         Игра "Поговорим рисунками".

Инструкция перед началом игры. Задача каждого из вас - попытаться нарисовать на бумаге нечто на тему "Моя работа - это...". Вы начинаете рисунок в течение 5 с и далее передаете соседу слева, получаете другой лист и продолжаете чужой рисунок и т. д., пока ваша работа не вернется к вам. Подумайте, какую идею вы хотите донести, и что­бы именно она была продолжена вашими коллегами. Желательно, чтобы рисунки полу­чились не только красочными, но и оригинальными, понятными, непохожими.

Вопросы педагогам после выполнения задания: Удовлетворены ли вы результатом? Вас поняли? Оцените свой вклад в другие рисунки (по балльной системе).

Рефлексия-вывод: большинству из вас хотелось, чтобы ваш рисунок был лучше, ориги­нальнее. Что этому мешало?

6.         Опрос.

Вопросы педагогам:

Что же такое успех?

Какие вы используете способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах урока? (Ответы участников.)

Итак, умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение, т. к. учитель:

подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраива­ет на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: "Я уверена, что все вы напишете правильно!" (прием - эмоциональный настрой);

подбадривает, если у школьников что-то не получается или они допускают ошибки (похвала, виды похвалы);

использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, влияет на фор­мирование интереса к учебным предметам.

(В обобщенном виде делаются записи на доске.)

7.         Работа в группах.

Участники занятия разбиваются на группы, каждой группе предлагаются задания на карточках. Задача участников - раскрыть содержание приемов.

Задание 1. Формирование положительной "Я"-концепции* у школьников.

Положительная "Я"-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает резуль­таты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"-концепции?

Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"-концепцию у школьника, необ­ходимо:

видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все дети талантливы);

создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,
чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не
нанося ущерба достоинству, "Я"-концепции ребенка (ребенок хорош, плох его посту­
пок);

помогать детям в реализации себя в деятельности (в каждом ребенке - чудо, ожидай

его).

Задание 2. Прием авансирования. Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстояще­го ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Задание 3. "Холодный душ". На уроке у способных учеников можно наблюдать, что пери­оды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.

Чем может быть полезен для таких учеников прием "Холодный душ"? Как его можно использовать?

Задание 4. "Эврика". Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?

Задание 5. "Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".

Не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести?

8.         Свободный диалог "Последствия успеха".

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не утра­тится ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение. "Знание-сила!". Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Над этим стоит подумать. Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех- не­успех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху - это способ преодо­ления неуспеха. Стремление к знанию - способ преодоления незнания. Неуспех (соб­ственный) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен и даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

В отношении успеха стоит задуматься о следующем. Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? В этом педагогу важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. Прежде всего, потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: Во имя чего? Какими средствами?

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельнос­ти. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоле­ния трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

"Дети счастливых родителей, как правило, бывают, счастливы в браке"; "Счастливого человека может воспитать только счастливый" - эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысль, можно сказать так: "Успех школьнику может создать учитель, кото­рый сам переживает радость успеха".

9.         Игра "Я успешна".

Участникам предлагается нарисовать себя в виде цветка или дерева и описать, что для каждого есть успех? Каждый участник показывает рисунок и начинает описание с фра­зы: "Успех - это..."

. Благодарим всех за активное участие.